Europa Universalis 3: Divine Wind – последний на сегодняшний день отпрыск династии Europa Universalis, зародившейся в далеком 2000 году. С тех времен неизменны основы серии - это стратегия в реальном времени, с заданной изначально географией провинций и городов. Несмотря на большую свободу действий у игрока, в Europa Universalis присутствует ряд изначально заданных исторических событий, поддерживающих историзм сего действа.
Историзм отступает перед умениями игрока - здесь изображена история захвата всего мира за отсталое африканское государство Ашанти
Сама игра идет в заданных временных рамках, вы становитесь правителем одного из сотен государств и… принимаетесь за дело. Цели вы определяете сами, хотя компьютер и может подкинуть вам какие-нибудь дополнительные задания – за них вы получите приятные бонусы. Казалось бы, ничего особенного. Но в чем же секрет успеха серии, завоевавшей множество поклонников по всему миру?
В Europa Universalis впервые было реализовано несколько чрезвычайно интересных концепций управления государством. Во-первых, на пути безграничного расширения государства появилось множество препятствий. Захват земель, которые не принадлежат вам по праву, приведет к постоянным мятежам в этих провинциях, при том что налоги с них будут крайне малы. Но это еще далеко не все. Захват каждой новой провинции увеличивает стоимость стабильности – показателя, который отвечает за спокойствие в стране и аккуратный сбор податей. Стоит стабильности упасть, и вы столкнетесь с повстанческим движением и финансовым кризисом, а добиться ее восстановления в крупной империи будет непросто. Что еще хуже, в игре стоимость технологий зависит от количества земель – то есть большие страны должны тратить на нужды прогресса больше денег, чем малые. И вовсе не факт, что новые земли принесут достаточно денег, чтобы окупить такие издержки. Кроме того, чрезмерное расширение ухудшит вашу репутацию и вызовет возрастающую враждебность со стороны других государств. Такие меры позволяют придержать излишне ретивых завоевателей.
Окошко внутренней политики в старых версиях Europa Universalis 3
Имеется множество способов влияния на ситуацию в стране – можно менять настройки внутренней политики, менять формы правления, принимать указы и национальные идеи. Все эти меры дают положительные результаты в одних сферах, но часто за счет урезания других. Так формируется уникальное лицо каждой страны – вы можете создать как торговую республику, так и милитаристскую империю. Не забывайте, что игра моделирует период с 1399 по 1821 года, время, когда европейская цивилизация воспряла из упадка и приступила к экспансии по всему миру. Для того, чтобы точнее смоделировать этот процесс, в игре введено понятие технических групп. От того, к какой группе принадлежит государство, зависит скорость научного прогресса, и, следовательно, развитие экономики и военной мощи. Страны Европы, конечно, имеют наилучшие условия, а Восток почти что обречен на отставание. Почти, потому как в игре вы можете изменить ход истории и перейти в другую техгруппу. Однако это будет весьма и весьма трудным делом.
Всеобщее восстание - такая судьба ожидает нерадивых правителей
В предыдущем аддоне – великих династиях (Heir to the Throne) появилось несколько полезных нововведений. Например, появился новый показатель для монархических стран – легитимность правителя, который оказывает большое воздействие на внутреннее положение государства. Система поводов для войны стала куда сложнее – теперь, если вы объявили войну за истинную веру, вам придется требовать от противника именно смены религии. Если же вы под шумок заберете у противника лишние земли – ваша репутация будет изрядно подпорчена.
Вот таким стала Europa Universalis за долгие десять лет развития. Ну а что же нового дает нам последняя версия? Разработчики наконец то вдохнули жизнь в застойное болото Восточной Азии. В Японии игра моделирует тогдашние феодальные конфликты, и ваша задача – вывести страну из хаоса.
Даймё, сёгун и император в феодальной Японии
Долгий застой в Китае, который игра раньше ни в какую не могла изобразить, теперь воссоздан с помощью уникальной системы фракций. Каждая фракция – всего их три – налагает на правителя определенные ограничения. При господстве одной нельзя объявлять войны, другая фракция не позволяет посылать колонистов, а третья и вообще – строить здания. Понятно, что при таком раскладе развитие восточного дракона оказывается весьма и весьма проблематичным. А ведь приводить к власти нужные фракции не так-то просто – для этого нужны долгие изменения во внутренней политике. Скинуть оковы удастся лишь в 1644 году, преобразовав Китай в новое государство – империю Цинь.
Фракции в Китае эпохи империи Мин
Впрочем, и у других государств появится немало нового. Коренным образом была переработана система строительства – введено семь линеек зданий (всего строений 56 штук), причем для строительства нового здания требуется наличие предыдущего в линейке – система, знакомая игрокам в Европу по строительству крепостей. Кроме того, для строительства теперь требуются особые чиновники – магистраты, численность которых весьма и весьма ограничена. Это еще одна проблема для крупных империй. Сложнее и интереснее стала торговля – теперь дальность отправки купцов ограничена и зависит от развития торговых технологий и внутренней политики страны. А страны-монополисты, захватившие в свои руки торговлю каким-то видом товаров, получат дополнительные бонусы.
Стала интереснее и международная политика – например, за расширение сферы влияния у вас возрастет прирост магистратов – очень полезная функция для крупных государств. Появилась новая форма правления – степные кочевники. Это довольно таки неприятные товарищи, которые постоянно нападают на соседей, чтобы содрать с них дань. Победив их в вооруженном конфликте, вы сможете либо потребовать с них контрибуцию, либо… просто отпустить с миром. Приобрести их земли дипломатическим путем нельзя, но можно отправить в их владения колониста, который под охраной ваших войск создаст там поселение. Когда оно дорастет до 1 000 человек, провинция ваша. Такая система на самом деле не очень хороша, так как позволяет сильным соседям обескровить кочевников по полной программе, не ухудшая даже своей репутации.
Модификаторы, влияющие на вашу страну, выведены теперь особым списком
В заключение скажу несколько слов о графике. Был переработан – и в лучшую сторону- интерфейс. Что же касается самой карты, то оформление, взятое из Виктории 2 если и не произвело переворота, то во всяком случае и не сделало игру хуже.
В любом случае, Divine Wind – важный шаг вперед в серии Europa Universalis, и всем любителям глобальных стратегий стоит ознакомится с этой игрой.